Порядок рассмотрения обращений и время приёма

Порядок рассмотрения обращений и время приёма граждан

     Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного

Порядок рассмотрения обращений и время приёма

Порядок рассмотрения обращений граждан в администрации  Аллеройского  сельского поселения.

  1. Общие положения
  2. Порядок рассмотрения обращений граждан в администрации сельского поселения (далее – Порядок) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает основные требования к организации рассмотрения обращений граждан, правила ведения делопроизводства по обращениям граждан в администрации (далее по тексту – администрация).

Рассмотрение обращений граждан в администрации   осуществляется с учетом особенностей, установленных налоговым, гражданским,  трудовым, земельным, жилищным и иным законодательством.

  1. Рассмотрение обращений граждан в администрации  и  работниками администрации в пределах их полномочий.
  2. В администрации рассматриваются обращения граждан (далее по тексту — обращения) по вопросам, отнесенным к ведению органов местного самоуправления муниципальных районов Конституцией Российской Федерации, Федеральным и Республиканским законодательством.
  3. Рассмотрение обращений граждан включает рассмотрение письменных и устных обращений граждан, поступивших в ходе личного приема, почтой, электронной почтой, по каналам факсимильной связи, через официальный сайт  (приложение № 1 к  Порядку).
  4. Требования к порядку исполнения функции

по рассмотрению обращений граждан

Способы направления обращений гражданами

Граждане представляют свои обращения для рассмотрения:

— лично в приемную администрации;

— почтовым отправлением в адрес администрации;

— в ходе личного приема граждан;

— в адрес электронной почты, установленный администрацией.

Порядок информирования об исполнении функции

по рассмотрению обращений граждан

  1. Информация о порядке исполнения функции по рассмотрению обращений граждан предоставляется:

— непосредственно в структурных подразделениях администрации;

— с использованием средств телефонной связи, электронного информирования, электронной техники;

— посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет), публикации в средствах массовой информации, издания информационных материалов.

  1. Сведения о месте нахождения администрации, полный почтовый адрес, контактные телефоны, телефоны для справок (приложение № 2 к Административному регламенту), требования к письменному обращению граждан и обращению, направляемому по электронной почте, размещаются:

— на Интернет-сайте администрации (admalleroy@mail.ru)

— на информационном стенде в администрации.

  1. Информация об установленных для личного приема граждан днях и часах, контактных телефонах, телефонах для справок (приложение № 2 к Порядку) сообщается по телефонам для справок и размещается:

— на Интернет-сайте администрации (a);

— на информационном стенде в администрации.

  1. При ответах на телефонные звонки работники администрации подробно и в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся граждан по интересующим их вопросам. Ответ должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчества и должности работника, принявшего телефонный звонок. Во время разговора необходимо произносить слова четко, без больших пауз, лишних оборотов и эмоций.

Если работник, принявший звонок, не имеет возможности ответить на поставленный вопрос, он должен сообщить гражданину телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

Срок исполнения функции по рассмотрению письменных обращений граждан

  1. Исполнение функции по рассмотрению обращений граждан осуществляется в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, если не установлен более короткий контрольный срок исполнения указанной функции.

11.В случаях, требующих для разрешения вопросов, поставленных в обращении, проведения специальной проверки, истребования дополнительных материалов, принятия других мер, срок исполнения функции по рассмотрению обращений граждан может быть продлен главой администрации, но не более чем на 30 дней, с обязательным уведомлением гражданина о продлении срока рассмотрения обращения.

  1. Рассмотрение обращений граждан, содержащих вопросы защиты прав ребенка, предложения по предотвращению возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, производится безотлагательно.
  2. В случае если обращение написано на иностранном языке или точечно-рельефным шрифтом слепых, срок рассмотрения обращения увеличивается на время, необходимое для перевода.
  3. Должностное лицо администрации при рассмотрении обращений граждан вправе устанавливать сокращенные сроки рассмотрения отдельных обращений граждан.

Требования к письменному обращению граждан

  1. Письменное обращение гражданина в обязательном порядке должно содержать наименование органа местного самоуправления, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего должностного лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения, изложение сути предложения, заявления или жалобы, личную подпись заявителя и дату.

В случае необходимости к письменному обращению прилагаются документы (в подлинниках или копиях).

  1. Обращение, направленное по информационным системам общего пользования, должно содержать наименование органа местного самоуправления или фамилию, имя, отчество должностного лица, которому оно адресовано, изложение существа обращения, фамилию, имя, отчество обращающегося, почтовый адрес заявителя (местожительство).

Обеспечение условий для реализации прав граждан при рассмотрении обращений

  1. Гражданин на стадии рассмотрения его обращения имеет право:

— представлять дополнительные документы и материалы по рассматриваемому обращению либо обращаться с просьбой об их истребовании;

— знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

— в случае необходимости участвовать в рассмотрении обращения;

— получать уведомление о переадресации обращения в уполномоченный орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов;

— обжаловать действия (бездействие) должностных лиц в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке.

  1. Администрация   обеспечивает:

— объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан, в случае необходимости – с участием граждан, направивших обращения;

— получение необходимых для рассмотрения обращений граждан документов и материалов в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

— принятие мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан;

— направление гражданам письменных ответов по существу поставленных вопросов либо уведомление гражданина о направлении его обращения в другой орган в соответствии с компетенцией.

  1. При рассмотрении повторных обращений тщательно выясняются причины их поступления. В случае установления фактов неполного рассмотрения ранее поставленных гражданами вопросов принимаются меры к их всестороннему рассмотрению.

Результат исполнения функции по рассмотрению обращений граждан

  1. Результатом исполнения функции по рассмотрению письменного обращения гражданина является:

— направление заявителю письменного ответа, содержащего результаты рассмотрения его обращения, или сообщения об отказе в рассмотрении обращения, а также с согласия гражданина устный ответ на обращение в ходе личного приема;

— направление обращения по принадлежности в другие уполномоченные органы, организации, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с обязательным уведомлением об этом заявителя.

  1. Обращения граждан считаются рассмотренными, если все поставленные в них вопросы разрешены, приняты необходимые меры и заявителям даны письменные ответы.

Перечень оснований для отказа в исполнении функции по рассмотрению обращений граждан

  1. Обращение не рассматривается по существу, если:

— в обращении не указаны фамилия обратившегося и почтовый адрес для ответа;

— текст письменного обращения не поддается прочтению;

— ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

— по вопросам, содержащимся в обращении, имеется вступившее в законную силу судебное решение;

— от гражданина поступило заявление о прекращении рассмотрения обращения;

— обращение подано в интересах третьих лиц, которые возражают против его рассмотрения, о чем имеется их письменное заявление;

— в период рассмотрения обращения поступило сообщение о смерти гражданина, права и интересы которого затрагиваются в обращении;

— в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу;

— в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, содержащие угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

— обращение подано представителем, чьи полномочия не подтверждены в установленном законом порядке.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

  1. Об отказе в рассмотрении обращения по существу письменно сообщается обратившемуся гражданину.
  2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
  3. В случае если по вопросам, содержащимся в обращении, осуществляется судебное производство с участием того же лица (группы лиц) или материалы, необходимые для принятия решения и ответа заявителю, рассматриваются в суде, рассмотрение обращения может быть отложено до вступления в законную силу решения суда.

Ответственность работников при исполнении функции по рассмотрению обращений граждан

  1. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица администрации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работники администрации, работающие с обращениями, несут ответственность за сохранность находящихся у них на рассмотрении обращений и документов, связанных с их рассмотрением.

Персональная ответственность работников закрепляется в их должностных инструкциях.

  1. Сведения, содержащиеся в обращениях, а также персональные данные заявителя могут использоваться только в служебных целях и в соответствии с полномочиями лица, работающего с обращением. Запрещается разглашение содержащейся в обращении информации о частной жизни обратившихся граждан без их согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в уполномоченный орган, организацию или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
  2. При уходе в отпуск исполнитель обязан передать все имеющиеся у него на исполнении письменные обращения другому работнику по поручению руководителя структурного подразделения администрации. При переводе на другую работу или освобождении от занимаемой должности в администрации исполнитель обязан сдать все числящиеся за ним обращения руководителю структурного подразделения администрации.
  3. Административные процедуры

Последовательность административных действий (процедур)

  1. Исполнение функции по рассмотрению обращений граждан включает в себя следующие административные процедуры (приложение № 1 к  Порядку):

— прием и первичная обработка письменных обращений граждан;

— регистрация поступивших обращений;

— направление обращений на рассмотрение;

— рассмотрение обращений в структурных подразделениях администрации;

— организация личного приема граждан;

— постановка обращений граждан на контроль;

— продление срока рассмотрения обращений граждан;

— оформление ответа на обращения граждан;

— порядок и формы контроля за исполнением функции по рассмотрению обращений граждан;

— порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц в ходе исполнения функции;

— снятие с контроля обращений граждан.

Прием и первичная обработка письменных обращений граждан

  1. Основанием для начала исполнения функции по рассмотрению обращений граждан является личное обращение гражданина в администрацию или поступление обращения гражданина с сопроводительным документом из других уполномоченных органов для рассмотрения в соответствии с компетенцией.
  2. Обращение может быть доставлено непосредственно гражданином либо его представителем, поступить по почте.
  3. Обращения от граждан также могут поступить по информационным системам общего пользования (электронная почта, факс) и подлежат рассмотрению в следующем порядке:

— обращение, поступившее по электронной почте и на сайт администрации, переводится на бумажный носитель, далее исполняется как письменное обращение с регистрацией в журнале учета обращений граждан;

— обращение, поступившее по факсу, учитывается в журнале обращений граждан, далее исполняется как письменное обращение.

  1. При приеме и первичной обработке документов, присланных по почте:

— проверяется правильность адресации корреспонденции и целостность упаковки – возвращаются на почту невскрытыми ошибочно поступившие (не по адресу) письма;

— вскрываются конверты, проверяется наличие в них документов и правильность их оформления (наличие реквизитов «Адресат» и «Подпись»).

  1. На письма, поступившие с денежными знаками (кроме изъятых из обращения), ценными бумагами (облигациями, акциями и т.д.), подарками, на заказные письма с уведомлением, в которых при вскрытии не обнаружилось письменного вложения, а также в случаях, когда в конвертах обнаруживается недостача документов, упомянутых авторами в описях на ценные письма, составляется акт в двух экземплярах (приложение № 3 к Административному регламенту). Один экземпляр акта хранится в общем отделе, либо у работника, ответственного за делопроизводство в структурном подразделении администрации, второй приобщается к поступившему обращению.
  2. Поступившие документы (паспорта, военные билеты, трудовые книжки, пенсионные удостоверения и другие подобные приложения к письму) подкалываются впереди текста письма. В случае отсутствия самого текста письма, сотрудником общего отдела,  либо работником, ответственным за делопроизводство в структурном подразделении администрации, принимающим почту, составляется справка с текстом «Письма в адрес главы администрации, датой и личной подписью, которая прилагается к поступившим документам.
  3. Прием письменных обращений непосредственно от граждан производится соответствующими специалистами. Не принимаются обращения, не содержащие фамилии гражданина и почтового адреса для ответа.

По просьбе обратившегося гражданина ему либо выдается расписка установленной формы (приложение № 4 к Порядку) с указанием даты приема обращения, количества принятых листов и сообщается телефон для справок по обращениям граждан, либо ставится отметка на копиях или вторых экземплярах принятых обращений.

  1. Обращения с пометкой «лично», поступившие на имя главы  администрации или заместителей руководителя администрации, передаются адресату без вскрытия письма (пакета).

В случае, если обращение, поступившее с пометкой «лично», не является письмом личного характера, получатель должен передать его для регистрации в установленном порядке.

  1. Получив обращение нестандартное по весу, размеру, форме, имеющее неровности по бокам, заклеенное липкой лентой, имеющее странный запах, цвет, в конверте которого прощупываются вложения не характерные для почтовых отправлений (порошок и т.д.) сотрудник должен, не вскрывая конверт, сообщить об этом начальнику общего отдела, либо работнику, ответственному за делопроизводство в структурном подразделении администрации и принять необходимые меры безопасности.

                                                                ЗАКОН

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

(В РЕД. ЗАКОНА ЧР ОТ 03.04.2007 № 12-РЗ, ОТ 29.12.2012 № 46-РЗ,

 ОТ 05.07.2013 № 23-РЗ)

Настоящим Законом обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чеченской Республики права на обращения в государственные органы, к должностным лицам, а также устанавливается общий порядок подачи и рассмотрения обращений в Чеченской Республике.

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

Статья 1. Право граждан Российской Федерации на обращения

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

(в ред. Закона ЧР от 05.07.2013 № 23-РЗ)

2. Право граждан на обращения осуществляется добровольно. Никто не может быть принужден к подаче индивидуального либо подписанию коллективного обращения, а также к участию в акциях в поддержку обращений других лиц либо против них.

3. Граждане вправе обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам устно или письменно, непосредственно либо через своего представителя. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Чеченской Республики, пользуются правом на обращения наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и законами Чеченской Республики.

Статья 2. Законодательство об обращениях граждан

Отношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Чеченской Республики, нормативными правовыми актами Чеченской Республики, а также настоящим Законом.

Статья 3. Основные термины, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины:

1) государственные органы — органы государственной власти Чеченской Республики, их структурные подразделения, администрации районов и населенных пунктов Чеченской Республики;

2) органы местного самоуправления — после формирования, выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти;

3) должностное лицо — лицо, обладающее в силу выборов или по назначению полномочиями по руководству государственной, административной, хозяйственной, социально-культурной, политической, общественной и иной деятельностью, наделенное распорядительно-исполнительными и другими правами в пределах своей компетенции;

4) обращения граждан — индивидуальные либо коллективные предложения, заявления, жалобы граждан в письменной или в форме электронного документа, устной форме, направляемые в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам;

(в ред. Закона ЧР от 05.07.2013 № 23-РЗ)

5) предложения граждан — рекомендации, советы граждан по совершенствованию деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

6) заявления граждан — просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод либо сообщения о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

7) жалобы граждан — сообщения граждан о нарушении их прав, свобод или законных интересов, а также о нарушении государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами законодательства Российской Федерации и Чеченской Республики;

8) повторные (многократные) обращения — неоднократные обращения гражданина (граждан) в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или к одному и тому же должностному лицу по вопросам, которые по его (их) обращениям ранее рассматривались, и по ним давались ответы;

9) анонимные обращения — письменные обращения, в которых не указаны фамилия, имя, отчество, адрес места жительства гражданина, отсутствует его личная подпись либо указанные данные являются ложными.

Статья 4. Пределы действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон распространяется на все виды обращений граждан, полученные в письменной или устной форме, по почте, телефаксу, телеграфу или иным путем, за исключением:

1) обращений по вопросам изобретений, открытий, рационализаторских предложений, порядок рассмотрения которых регулируется отраслевым законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики;

2) обращений, которые рассматриваются в порядке конституционного, уголовного, гражданского, арбитражного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях;

3) обращений, вытекающих из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общественных объединений, регулируемых нормами федерального законодательства, а также их уставами и положениями;

4) запросов в архивы;

Пункт 5 признан утратившим силу Законом ЧР  от 29.12.2012 № 46-РЗ

2. Должностные лица Чеченской Республики, независимо от статуса и должностного положения, при рассмотрении обращений граждан обязаны руководствоваться настоящим Законом.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на порядок рассмотрения обращений, для которых федеральным законодательством установлен иной порядок рассмотрения.

4. Обращения граждан в органы местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Законом Российской Федерации

(введена в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

Статья 5. Язык делопроизводства при рассмотрении обращений граждан

(статья в ред. Закона ЧР от 29.12.2012  № 46-РЗ)

1. Официальное делопроизводство в Чеченской Республике осуществляется на государственных языках Чеченской Республики.

 2. Граждане могут излагать свои обращения, давать объяснения на  родном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Статья 6. Порядок рассмотрения отдельных обращений

  (наименование в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

1. В случае если в письменном обращении не указана фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на такое обращение не дается.

2.        Анонимные обращения, в которых сообщается о преступлениях, либо об угрозе государственной или общественной безопасности, подлежат направлению в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

3.        Обращения, содержащие вопросы, по которым вынесены судебные решения, возвращаются гражданам с соответствующими разъяснениями.

  4. По повторным (многократным) обращениям, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письменные ответы, гражданину сообщается о безосновательности очередного обращения и прекращении с ним переписки по данному вопросу.

Решение о прекращении переписки по повторным (многократным) обращениям принимает руководитель государственного органа либо должностное лицо, которому в соответствии с его компетенцией предоставлено такое право.

5.                В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган или соответствующему должностному лицу.

         (в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

Статья 7. Гарантии безопасности граждан в связи с их обращениями

1. Запрещается преследование граждан за обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам с критикой их деятельности либо в целях защиты своих прав, свобод и законных интересов.

2. При рассмотрении обращений граждан не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращениях, а также сведений о личной жизни граждан без их согласия.

Статья 8. Ответственность граждан за обращения противоправного характера

1. Осуществление гражданами права на обращения не должно нарушать права, свободы и законные интересы других лиц, общества и государства.

2. Подача гражданином обращения, содержащего клевету, оскорбления и угрозы, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

Статья 9. Требования к обращениям граждан и их рассмотрение

(статья в ред. Закона ЧР от 29.12.2012  № 46-РЗ)

         1. Гражданин в своем обращении, изложенном в письменной форме на бумажном носителе и в форме электронного документа, в обязательном порядке указывает наименование государственного органа, в который он обращается, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес (адрес места жительства) по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. Граждане вправе обращаться с предложениями, заявлениями, жалобами на государственных языках Чеченской Республики, родном языке или на любом другом языке народов Российской Федерации, которым они владеют. Ответы на предложения, заявления, жалобы граждан даются на языке обращения.

В случае если отсутствует возможность дать ответ на языке обращения используется государственный язык Российской Федерации.

3. В случае необходимости  подтверждения своих доводов гражданин прилагает к обращению соответствующие документы и материалы, которые возвращаются по его просьбе.

4. Обращения граждан, поступившие в государственные органы, к должностным лицам в форме электронного документа, подлежат рассмотрению в общем порядке, если они отвечают установленным законодательством Российской Федерации требованиям к использованию электронной  цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

5. Ответ на обращение направляется гражданину в письменной форме на бумажном носителе по почтовому адресу, указанному в обращении, или в форме электронного документа на его электронный адрес или иной указанный им электронный адрес.

Статья 10. Направление и регистрация обращений граждан

1. Граждане обращаются непосредственно в те государственные органы, к тем должностным лицам, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов.

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

2. Обращения граждан подлежат обязательной регистрации в государственных органах. Регистрация устного обращения производится в день личного приема гражданина.

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

Письменные обращения регистрируются в течение трех дней с момента поступления в государственный орган или должностному лицу

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

3. Обращения граждан, в которых содержатся вопросы, не входящие в компетенцию данного государственного органа или должностного лица, направляются в течение семи дней со дня регистрации в орган или должностному лицу, к компетенции которых относятся вопросы, содержащиеся в обращении, с уведомлением об этом авторов обращений.

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

4. Если поставленные в обращении гражданина вопросы относятся к компетенции нескольких органов или должностных лиц, то копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы или соответствующим должностным лицам.

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

5. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностные лица при направлении обращений граждан на рассмотрение в другие государственные органы, и иным должностным лицам могут при необходимости запрашивать информацию и материалы о результатах рассмотрения обращений.                        (в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

6. Запрещается направлять обращения граждан на рассмотрение в те государственные органы или тех должностных лиц, решения, действия (бездействие) которых обжалуются.

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

7. При отсутствии у государственных органов, должностных лиц вышестоящих в порядке подчиненности органов и должностных лиц, обращение возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать в установленном порядке в суд решения, действия (бездействие) этих государственных органов, должностных лиц.

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

Статья 11. Обязательность принятия и рассмотрения обращений граждан

1. Обращения граждан, поступившие в государственные органы и должностным лицам, подлежат обязательному рассмотрению, в соответствии с их компетенцией

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

2. В необходимых случаях рассматривающие обращение гражданина государственный орган, должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Статья 12. Рассмотрение обращений граждан и принятие решений по ним

1. Государственные органы, должностные лица в пределах своей компетенции:   (в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

1) обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан, в случае необходимости — с их участием;

2) запрашивают, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращений граждан документы и материалы у других органов и должностных лиц;

(в ред. Закона ЧР от 05.07.2013 № 23-РЗ)

3) принимают меры, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод граждан;

4) информируют граждан о результатах проверки их обращений и принятых мерах;

5) уведомляют граждан о направлении их обращений на рассмотрение в государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам в соответствии с их компетенцией.

2. Органы государственной власти, и должностные лица по направленным в установленном порядке запросам государственных органов, должностных лиц, рассматривающих обращения граждан, обязаны в течение 15 дней предоставлять акты, другие документы и материалы, имеющие значение для рассмотрения обращений граждан, за исключением тех, которые содержат государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

3. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

(часть 3 дополнена  Законом  ЧР от 05.07.2013 № 23-РЗ)

Статья 13. Сроки рассмотрения обращений граждан

1. Обращения граждан, поступившие в государственные органы, должностным лицам в соответствии с их компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации.

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

2. В исключительных случаях, а также в случаях направления запросов, предусмотренных частью 2 статьи 12 настоящего Закона, руководитель органа государственной власти, органа местного самоуправления или уполномоченное на то должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения гражданина до двух месяцев.

Сроком рассмотрения считается время, прошедшее от даты поступления обращения в государственный орган до даты отправления ответа на него руководителем, правомочным принять решение по существу обращения.

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

3. Обращения депутатов представительных органов всех уровней, связанные с обращениями граждан, рассматриваются государственными органами, должностными лицами безотлагательно.

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов должностные лица обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения обращения депутата.

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

4. Запросы Уполномоченного по правам человека Чеченской Республики рассматриваются государственными органами, должностными лицами в срок не позднее 15 дней со дня его получения, если в самом запросе не установлен иной срок.

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

5. Обращения граждан, опубликованные в средствах массовой информации, в том числе в теле- и радиопередачах, рассматриваются в двухнедельный срок после сообщения. О результатах рассмотрения сообщения должностные лица государственных органов сообщают в соответствующие средства массовой информации не позднее одного месяца с момента опубликования.

Статья 14. Права граждан при рассмотрении обращений

Граждане, подавшие обращения в государственные органы, должностным лицам, имеют право.

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

1) представлять дополнительные документы и материалы либо просить об их истребовании, в том числе в электронной форме;

(в ред. Закона ЧР от 05.07.2013 № 23-РЗ)

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися проверки обращений, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других граждан и не относится к государственной, служебной и иной охраняемой законом тайне;

3) получать в письменной форме ответ о принятом решении либо уведомление о переадресации обращения тому государственному органу или должностному лицу, в компетенцию которых входит рассмотрение таких обращений.

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

4) обращаться с жалобой на принятое органом или должностным лицом по обращению решение, а также на их действия (бездействие), в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, к должностному лицу либо в установленном порядке непосредственно в суд;

5) заявлять о прекращении рассмотрения обращения.

Статья 15. Личный прием граждан

1. В государственных органах проводится личный прием граждан, в том числе их руководителями и иными должностными лицами. Прием проводится в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

3. Содержание устного обращения гражданина фиксируется на карточке личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на такое обращение с согласия гражданина может быть дан в устной форме в ходе личного приема. В остальных случаях ответ дается в письменной форме.

4. Письменные обращения граждан, принятые в ходе личного приема, подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Законом.

5. При обращении гражданина по вопросам, не входящим в компетенцию данного государственного органа или должностного лица, гражданину разъясняется, куда ему следует обратиться.

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

6. Гражданину может быть отказано в приеме, если его повторные обращения носят незаконный характер, либо по его обращению принято решение, и гражданин уведомлен об этом.

Статья 16. Контроль за соблюдением законодательства об обращениях граждан

Государственные органы, должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением федерального законодательства и законодательства Чеченской Республики об обращениях граждан, анализируют характер поступающих обращений граждан и принимают меры к своевременному выявлению и устранению причин, порождающих нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, а также интересов общества и государства.

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан

Лица, виновные в нарушении законодательства об обращениях граждан, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики.

Статья 18. Возмещение причиненного ущерба и взыскания понесенных расходов при рассмотрении обращений граждан

1. Граждане имеют право на возмещение по решению суда имущественного ущерба и морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должностных лиц при рассмотрении их обращений

(в ред. Закона ЧР от 03.04.2007 № 12-РЗ)

2. Расходы, понесенные государственными органами, должностными лицами в связи с проверкой обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с автора (авторов) обращения по решению суда.

(в ред. Закона ЧР  от 03.04.2007 № 12-РЗ)

Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

 Президент

Чеченской Республики                                                                                  А.АЛХАНОВ

      г. Грозный

5 июля 2006 года

        № 12-РЗ Загрузить

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

от 02.05.2006 года № 59-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2006 года

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 182-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 № 19-П)

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

3. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

(часть 4 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 80-ФЗ)

Статья 2. Право граждан на обращение

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 80-ФЗ)

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее — обращение) — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

2) предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Статья 7. Требования к письменному обращению

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 182-ФЗ)

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2010 N 126-ФЗ)

3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2010 № 126-ФЗ)

5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 182-ФЗ)

6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

7. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Статья 13. Личный прием граждан

1. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Статья 14. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

1. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

2. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Статья 17. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов Союза ССР

Признать не действующими на территории Российской Федерации:

1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 17, ст. 144);

2) Закон СССР от 26 июня 1968 года N 2830-VII «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 27, ст. 237);

3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года N 1662-X «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 11, ст. 192)

4) Закон СССР от 25 июня 1980 года N 2365-X «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 27, ст. 540) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»;

5) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 года N 8422-XI «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 6, ст. 94);

6) Закон СССР от 26 мая 1988 года N 9004-XI «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в законодательные акты СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 22, ст. 361) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. Загрузить